Олимпиадные задания по математике 9 10 11 класс с решением и ответами
Олимпиадные задания по физике 9 10 11 класс с решением и ответами
Олимпиадные задания по информатике 9 10 11 класс с решением и ответами
Олимпиадные задания по химии 9 10 11 класс с решением и ответами
Олимпиада по русскому языку 9 10 11 класс
Олимпиада по литературе 9 10 11 класс
Олимпиада по праву 9 10 11 класс
Логические задачи
Главная страница
Олимпиадные задания по математике 4 класс
Олимпиадные задания по математике 5 класс
Олимпиадные задания по математике 6 класс
Олимпиадные задания по математике 7 класс
Олимпиадные задания по математике 8 класс
Олимпиадные задания по математике 9 класс
Олимпиадные задания по математике 10 класс
Олимпиадные задания по математике 11 класс
Решение олимпиадных заданий по математике 9 класс
Решение олимпиадных заданий по математике 10 класс
Решение олимпиадных заданий по математике 11 класс
Олимпиадные задания по физике 7 класс
Олимпиадные задания по физике 8 класс
Олимпиадные задания по физике 9 класс
Олимпиадные задания по физике 10 класс
Олимпиадные задания по физике 11 класс
Решение олимпиадных задач по физике 9 класс
Решение олимпиадных задач по физике 10 класс
Решение олимпиадных задач по физике 11 класс
Олимпиадные задания по информатике 9 класс
Олимпиадные задания по информатике 10 класс
Олимпиадные задания по информатике 11 класс
Решение олимпиадных задач по информатике 9 класс
Решение олимпиадных задач по информатике 10 класс
Решение олимпиадных задач по информатике 11 класс
Олимпиадные задания по химии 9 класс
Олимпиадные задания по химии 10 класс
Олимпиадные задания по химии 11 класс
Решение олимпиадных задач по химии 9 класс
Решение олимпиадных задач по химии 10 класс
Решение олимпиадных задач по химии 11 класс

Будь в числе первых!
Открытая группа:
Решение школьных олимпиад
Решаем, обсуждаем, помогаем




Биологическая олимпиада 10 класс

Биологическая олимпиада 10 класс

Биологическая олимпиада 10 класс.


1.
Как отличить 2 мутации, лежащие в двух соседних генах, от 2-х мутаций в одном и том же гене?

Ответ:    Путем серии скрещиваний нужно получить особей, у которых одна из мутаций находится в одной гомологичной хромосоме, а другая - в другой. Если мутации находятся в двух соседних генах, то каждый из испорченных генов будет иметь нормальную пару и активность восстановится, если мутации находятся в одном гене, то нормально работающих генов не будет.

2.
В Священном Писании сказано:

«... и вся вода в реке превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела и египтяне не могли пить воду из реки.» (Библия, книга «Исход»).

Как по Вашему, какое природное явление описывается в этом отрывке?

Ответ:    В отрывке, по-видимому, описывается, массовое развитие токсичных водорослей в водоеме (цветение воды). Поскольку дело происходит в реке, это, видимо, не «красный прилив», вызываемый динофлагеллятами, имеющими красный оттенок.

3.
Существует ли размножение в неживой природе? Попробуйте привести примеры.

Ответ:    Да, существует. Размножаются свободные нейтроны при цепных ядерных реакциях. Взрыв атомной бомбы демонстрирует, сколь быстро нарастает число свободных нейтронов при таком размножении. Размножаются также свободные радикалы в цепных химических реакциях. Это явление подробно изучал выдающийся отечественный химик академик Н.Н. Семенов.

4.
Вы поймали несколько насекомых, похожих друг на друга. Какие исследования помогут Вам решить вопрос, относятся ли они к одному виду или к разным.

Ответ:    Надо проверить, будут ли пойманные насекомые скрещиваться друг с другом и давать потомство. Если все насекомые принадлежат к одному полу, нужно посмотреть число хромосом. Если оно разное, то насекомые принадлежат к разным видам. Если одинаковое, то они могут принадлежать как к одному, так и к разным видам.

5.
В одной умной книге было сказано:

Таким образом, основной критерий прогрессивной эволюции состоит в эффективности использования энергии, т.е. минимизации расходования энергии на достижение полезного приспособительного эффекта. В этом также заключаеся основная черта целесообразности развития живых систем.

Согласны ли Вы с высказанной точкой зрения? Свой ответ обоснуйте.

Ответ:    Приведенная точка зрения ошибочна. Критерием конкурентоспособности является способность добывать лимитирующий ресурс при его наинизших концентрациях. Поэтому дополнительные затраты энергии и снижение эффективности ее использования оправданы. Сравнивая разные классы позвоночных мы видим, что прогрессивная эволюция сопровождается ростом энергетических трат и снижением их эффективности. Так, функционирование нервной системы птиц и млекопитающих требует постоянной температуры тела и высоких расходов энергии на ее поддержание.

6.
Среди некоторых генетиков (и не только генетиков) пользуется популярностью мысль о том, что нужно уже в раннем детстве изучить генотип ребенка и выяснить, к чему он более, а к чему менее способен. А затем целенаправленно готовить ребенка к соответствующей профессии.

Считаете ли Вы, что эту идею следует внедрять в жизнь? Какие неожиданности при ее внедрении могут нас подстерегать?

Ответ:    Главное возражение против этой идеи заключается в том, что человек - не автомат и стремится сам выбирать свою судьбу. Чем более способен тот или иной человек, тем больше вероятность того, что он взбунтуется против выбора, сделанного за него учеными генетиками.

7.
Чем принципиально отличаюся нации от рас?

Ответ:    Принадлежность человека к той или иной расе определяется его генотипом и фенотипом. Принадлежность человека к той или иной нации определяется освоенной им национальной культуре.Существуют нации, в состав которых входят представители разных рас (американцы, бразильцы, кубинцы и т.д.). А.С. Пушкин был носителем генов негроидной расы; это не помешало ему стать великим русским поэтом. Поэтому деятели, вычисляющие проценты русской, немецкой или еврейской крови, помимо всего прочего, безграмотны в научном отношении.



Биологическая олимпиада 10 класс.

    Вариант 2.


1.
У школьников, чрезмерно любящих сладости, часто портятся зубы. Как можно объяснить этот факт с позиции биохимии?

Ответ:    При недостатке кислорода бактериальное разложение сахаров ведет к накоплению молочной кислоты, которая разъедает зубы.

2.
Флора Дальнего Востока значительно богаче флоры Европейской России. Чем это можно объяснить (приведите несколько причин)?

Ответ:    Это можно объяснить как историческими, так и климатическими причинами. Европейской России подвергалась нескольким оледенениям, практически уничтожившим флору, сохранившуюся с Третичного периода. На Дальнем Востоке, где ледника не было, Третичная флора в значительной степени сохранилась. Флора Дальнего Востока подпитывается видами из более южных районов, отличающихся очень очень большим разнообразием растений. В Европейской части России существенно более холодные зимы и более засушливое лето, чем на Дальнем Востоке, что делает невозможным существование многих видов.

3.
На одном и том же заростке Плауна образуются и мужские и женские половые клетки, а у их родственников Селагинелл на одних заростках – только мужские половые клетки, на других – только женские. В каких местообитаниях более выгодны раздельнополые, а в каких – обоеполые заростки?

Ответ:    Образующиеся на заростках мужские половые клетки передвигаются в воде. Там, где воды может не оказаться, надежнее иметь обоеполые заростки. В воде же половая клетка может проплыть от одного заростка к другому. Следовательно, в сухих местах выгоднее иметь обоеполые заростки, а в воде – раздельнополые. Эту тенденцию мы наглядно видим в разных группах споровых растений.

4.
Лисица питается лесными мышами и бурозубками (отр. Насекомоядных). Можно ли считать мышей и бурозубок конкурентами, если пища у них совершенно различна? За что конкурируют мыши и бурозубки?

Ответ:    Мышей и бурозубок едят одни и те же хищники. Размножение мышей приведет к размножению хищников и ухудшит положение бурозубок. Следовательно конкуренцуия между мышами и бурозубками есть и конкурируют они за возможность не быть съеденными хищником. То есть, за безопасность.

5.
На планете Ялмез каждое животное имеет не двойной, а тройной набор хромосом. При этом в скрещивании участвуют не две, а три особи. Какие генотипы и в каком соотношении получатся при скрещивании ААа х Ааа х ааа? Каким будет расщепление по фенотипу?

Ответ:    По генотипу ААа – 2/9, Ааа – 5/9, ааа – 2/9; по фенотипу 7/9 : 2/9.

6.
На каких физических принципах может основываться способность человека определять высоту звука? Предложите конструкцию рецептора, позволяющего решить эту задачу.

Ответ:    Звук разной высоты вызывается колебаниями разной частоты. Датчик, вопринимающий колебания разной частоты, может быть построен на двух принципах. Первый вариант: датчик реагирует на кажое колебание и в ответ на одно колебание в мозг идет один импульс. Второй вариант: используется явление резонанса – когда частота внешних колебаний совпадает с собственной частотой колебаний какого-то устройства в датчике, колебания становятся очень сильными. Датчики с разными собственными частотами будут срабатывать в ответ на внешние колебания разной частоты. А собственная частота колебаний мембраны зависит, как известно, от силы ее натяжения. В ухе используются оба механизма: при малых частотах – первый, при высоких частотах – второй.




              Яндекс.Метрика                  

Биологическая олимпиада 10 класс - www.fizmatolimp.ru         Copyright © All rights reserved    

 
^Наверх^