Задание № 1
Какой гласный звук (или какие гласные звуки) в соответствии с нормами современного русского литературного языка невозможен (невозможны) в безударном слоге слова шоссе? 1. [а] 2. [о] 3. [у] 4. [э] 5. [и] Какой ещё звук возможен в том же положении? Ответ. В современной орфоэпической норме в этом положении невозможны звуки [у] и [и]. В том же положении возможен ещё звук [ы]. Задание № 2
Объясните правописание выделенных букв в следующих словах: Исчезнуть, мешок, трущоба. В чем своеобразие этих написаний? Ответ. Буква С в слове исчезнуть пишется по правилу о написании приставок на З//С (С перед согласной, обозначающей глухой согласный), О в словах мешок и трущоба по правилу о написании суффиксов существительных после шипящих (под ударением О). Своеобразие написаний состоит в том, что во всех словах прошел процесс опрощения и указанные буквы пишутся – с точки зрения современного русского языка – в корнях, однако принципы написания сохранились и соответствуют историческому членению слов. Задание № 3
Всем известно, что глаголы в русском языке бывают совершенного и несовершенного вида. Это, в частности, означает, что, к примеру, фразы Можно входить? и Можно войти? будут иметь несколько разный смысл. Вот две ситуации. Определите, какая из этих фраз уместнее в какой ситуации и объясните, почему это так. А. Школьники на перемене стоят перед дверью пустого класса, в котором должен проходить следующий урок. Звенит звонок. Тогда староста класса, подталкиваемый одноклассниками, приоткрывает дверь и спрашивает у сидящего внутри учителя: «Можно ...?» Б. Школьники сидят в классе, идёт урок. Вдруг дверь приоткрывается, и в неё просовывается (непричёсанная) голова опоздавшего мальчика. Он говорит: «Простите, я проспал. Можно ...?» Ответ. Языковое чутьё всегда подскажет русскому человеку, что в первой ситуации требуется спросить Можно входить?, а во второй — Можно войти?. Дело здесь в том, что несовершенный вид в русском языке может (ко всему прочему) указывать на начало действия, сущность которого уже известна заранее, тогда как совершенный этого не может; он, однако, может вводить новое действие. Так, в ситуации А всем участникам диалога уже известно, что когда-нибудь надо будет входить, вопрос лишь в том, можно ли начинать делать это сейчас. В ситуации Б появление опоздавшего — это неожиданность, поэтому его вопрос одновременно сообщает о намерении войти, что как раз и передаётся совершенным видом. Вопрос Можно входить? в этой ситуации не мыслим. Вопрос Можно войти? в ситуации А теоретически допустим, но он должен был бы означать, что спрашивающий (1 человек) просит разрешения войти для себя лично, причём по каким-то своим делам, а не от имени всего класса. Задание № 4
В русском языке есть слова повесть и известь. Если открыть справочную литературу по этимологии, то в ней можно будет прочитать, что одно из них — славянского происхождения, а другое — заимствование из греческого. А возможно ли даже без заглядывания в словари и справочники предположить, что какое из этих слов исконно, а какое заимствовано? И если да, то как? Ответ. Заимствованное слово обыкновенно отличается от исконного тем, что по сравнению с ним выглядит в языке чужеродно. Это и позволяет нам отличить повесть от известь. Слово повесть явно делится на две части по- и -весть (от ведать). Повесть — это то, что можно поведать; в этом смысле это слово соотносится с такими другими русскими словами, как весть, безвести, совесть или, с другой стороны, почесть, помесь. Слово же известь при кажущемся сходстве с вышеперечисленными таким образом не членимо. Значит из- в нём не приставка, а -вест- — не корень. Но никакого другого способа истолковать его происхождение через русские слова нет. Всё это заставляет нас предполагать его иноязычное происхождение. Задание № 5
В церковнославянской Псалтыри мы читаем: не убоимся, внегда смущается земля (не оубоимс#, внегда смущаетс# земл#) Что означает глагол смущаться в данном контексте? Ответ. Глагол смущаться означает здесь ‘дрожать, трястись’, то есть речь идёт о землетрясении. Значение ‘замешательство, смятение, волнение, связанное с утратой внутреннего равновесия’ мы наблюдаем сейчас у существительного смятение. Задание № 6
В каких примерах из перечисленных ниже примерах омонимы используются как основа осознанной словесной игры? а) Народ был, народ есть, народ будет есть. б) Вы видите на экране Гаврилова в красивой комбинации. в) Спортсмен своей меткой стрельбой поражал не только мишени, но и зрителей. г) Отпуск не проведешь: он всегда кончается вовремя. 1) а, б, в, г; 2) а, б, в ; 3) б, в, г; 4) а, б, г; 5) а, в, г? Ответ. 4) а, б, г. Задание № 7
Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: надменный, почти, дармоед, незадача, недосуг, надсадный, поодаль, датчик, удачливый, достоверный, пограничник, бездарь, поддатый, двуколка, склянка, съедобный, жмот, живость, зависимый, зависть, зараза, разиня, изумительный, искушение, неистребимый. Ответ. почти по-чт-и; ср.: почитай, чтить надсад-н-ый над-сад-н-ый; корень сад тот же, что и в словах саднить, ссадина достоверн-ый до-сто-вер-н-ый; из достойноверный; это то, что стоит веры, от стоять в вере жмот-ø жм-от-ъ – человек, который жмется ‘скупится’, прижимистый; чередование жим / жм
Задание № 8
Дайте краткую характеристику каждой группе устойчивых выражений, взятых из стихотворений Иосифа Бродского, и восстановите их первоначальный вид: 1) гулял по острию ножа; о философском диаманте; 2) родственник недальний; неколесный транспорт; после нас, разумеется, не потоп, но и не засуха; 3) лжет как сивый мерин; симпатичные чернила; знак допроса; птичкиным языком; 4) треугольник любви; с лицом из камня; курей слеповатых; пройти сквозь ушко иголки. Ответ. В приведенных примерах мы имеем дело с идиоматическими выражениями, элементы которых подверглись заменам без или с сопутствующими семантическими отклонениями. С точки зрения природы замен характеристика групп может быть следующей: 1) единицы с синонимическими заменами: гулял по острию ножа (ходить по острию ножа), о философском диаманте (философский камень); 2) единицы с антонимическими заменами: родственник недальний (дальний родственник), неколесный транспорт (колесный транспорт); после нас, разумеется, не потоп, но и не засуха (после нас хоть потоп); 3) единицы с паронимическими заменами: лжет как сивый мерин (ржет как сивый мерин), симпатичные чернила (симпатические чернила), знак допроса (знак вопроса ), птичкиным языком ( птичьим языком); 4) единицы с заменами элементов однокоренными словами с сопутствующим искажением изначальной синтаксической структуры идиомы: треугольник любви (любовный треугольник), с лицом из камня (с каменным лицом), курей слеповатых (слепая курица), пройти сквозь ушко иголки (пройти сквозь игольное ушко). Задание № 9
Акакий Акакиевич Башмачкин, герой повести Н. В. Гоголя «Шинель», однажды должен был из одного документа сделать другой: «Дело состояло только в том, чтобы переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье». О какой переделке документа идет речь и как при этом меняется его жанр? Ответ. Поскольку в первоначальном документе употреблялись глаголы в форме 1-го лица, это могло быть заявление или жалоба: Я, Соколов В. В., прошу разобраться в сложившейся ситуации… Если формы 1-го лица в тексте заменяются на формы 3-го лица, значит, документ становится служебной запиской, отношением, докладом и т.п.: Господин Соколов В. В. обратился с просьбой разобраться в сложившейся ситуации… Задание № 10
Какие варианты пунктуационного оформления имеет предложение Он вышел из комнаты энергичный свежий бодрый радостный? Укажите эти варианты, расставив знаки препинания. К каждому варианту дайте синтаксический комментарий. Ответ. 1. Он вышел из комнаты энергичный, свежий, бодрый, радостный. В этом случае прилагательные энергичный, свежий, бодрый, радостный являются однородными именными частями составного именного сказуемого, поэтому они разделятся запятыми. 2. Он вышел из комнаты, энергичный, свежий, бодрый, радостный. В этом случае прилагательные энергичный, свежий, бодрый, радостный можно рассматривать как обособленные определения. Условиями обособления являются следующие: согласованные определения находятся в постпозиции по отношению к определяемому слову, в предложении они образуют достаточно самостоятельное структурно-семантическое единство, между ними и определяемым словом имеется другой член предложения. В этом случае группа однородных определений выделяется интонационно и пунктуационно (запятая перед словом энергичный). Задание № 11
Объясните, по каким принципам выбрана и расположена следующая семерка слов. де́ти, дете́й, де́тям, детьми́, о де́тях ! неправ. детя́м, детя́ми, о детя́х диабе́т [бье́] диа́гноз ! удар. диагно́з устар. диало́г ! удар. диа́лог устар. диане́тика [нэ] дикобра́з ! неправ. дикообра́з длинну́щий [нн] и длинню́щий [ньнь] Как называется словарь, из которого они были взяты? Для чего предназначены такие словари? Ответ. Объясните, по каким принципам выбрана и расположена следующая семерка слов? Выбраны слова, вызывающие трудности в произношении и ударении, [как заимствованные, так и русские]; расположение этих слов соответствует алфавитному порядку. Как называются словари, из которых они были взяты? Орфоэпический словарь. Словарь трудностей произношения и ударения Для чего предназначены такие словари? Словарь трудностей произношения и ударения (оррфоэпический) предназначен для получения справок о словах, для которых в речи закрепилось двойное произношение или ударение, и не всегда ясно, какое из них является литературным, нормативным. Различные словари и справочники издавались под редакцией Р. А. Аванесова и др. |