Олимпиада по русскому языку 11 класс
               Олимпиадные задания по математике, физике, информатике и химии с решением и ответами


Олимпиада по русскому языку 11 класс с ответами

Олимпиада по русскому языку 11 класс




Олимпиада по русскому языку 11 класс


Олимпиада по русскому языку:                9 класс     10 класс      11 класс

Задание № 1

Какой гласный звук (или какие гласные звуки) в соответствии с нормами современного русского литературного языка невозможен (невозможны) в безударном слоге слова шоссе?

1. [а]

2. [о]

3. [у]

4. [э]

5. [и]

Какой ещё звук возможен в том же положении?

Ответ.

В современной орфоэпической норме в этом положении невозможны звуки [у] и [и]. В том же положении возможен ещё звук [ы].

Задание № 2

Объясните правописание выделенных букв в следующих словах:

Исчезнуть, мешок, трущоба.

В чем своеобразие этих написаний?

Ответ.

Буква С в слове исчезнуть пишется по правилу о написании приставок на З//С (С перед согласной, обозначающей глухой согласный), О в словах мешок и трущоба по правилу о написании суффиксов существительных после шипящих (под ударением О).

Своеобразие написаний состоит в том, что во всех словах прошел процесс опрощения и указанные буквы пишутся – с точки зрения современного русского языка – в корнях, однако принципы написания сохранились и соответствуют историческому членению слов.

Задание № 3

Всем известно, что глаголы в русском языке бывают совершенного и несовершенного вида. Это, в частности, означает, что, к примеру, фразы Можно входить? и Можно войти? будут иметь несколько разный смысл. Вот две ситуации. Определите, какая из этих фраз уместнее в какой ситуации и объясните, почему это так.

         А. Школьники на перемене стоят перед дверью пустого класса, в котором должен проходить следующий урок. Звенит звонок. Тогда староста класса, подталкиваемый одноклассниками, приоткрывает дверь и спрашивает у сидящего внутри учителя: «Можно ...?»

         Б. Школьники сидят в классе, идёт урок. Вдруг дверь приоткрывается, и в неё просовывается (непричёсанная) голова опоздавшего мальчика. Он говорит: «Простите, я проспал. Можно ...?»

Ответ.

Языковое чутьё всегда подскажет русскому человеку, что в первой ситуации требуется спросить Можно входить?, а во второй — Можно войти?. Дело здесь в том, что несовершенный вид в русском языке может (ко всему прочему) указывать на начало действия, сущность которого уже известна заранее, тогда как совершенный этого не может; он, однако, может вводить новое действие. Так, в ситуации А всем участникам диалога уже известно, что когда-нибудь надо будет входить, вопрос лишь в том, можно ли начинать делать это сейчас. В ситуации Б появление опоздавшего — это неожиданность, поэтому его вопрос одновременно сообщает о намерении войти, что как раз и передаётся совершенным видом. Вопрос Можно входить? в этой ситуации не мыслим. Вопрос Можно войти? в ситуации А теоретически допустим, но он должен был бы означать, что спрашивающий (1 человек) просит разрешения войти для себя лично, причём по каким-то своим делам, а не от имени всего класса.

Задание № 4

В русском языке есть слова повесть и известь. Если открыть справочную литературу по этимологии, то в ней можно будет прочитать, что одно из них — славянского происхождения, а другое — заимствование из греческого. А возможно ли даже без заглядывания в словари и справочники предположить, что какое из этих слов исконно, а какое заимствовано? И если да, то как?

Ответ.

Заимствованное слово обыкновенно отличается от исконного тем, что по сравнению с ним выглядит в языке чужеродно. Это и позволяет нам отличить повесть от известь. Слово повесть явно делится на две части по- и -весть (от ведать). Повесть — это то, что можно поведать; в этом смысле это слово соотносится с такими другими русскими словами, как весть, безвести, совесть или, с другой стороны, почесть, помесь. Слово же известь при кажущемся сходстве с вышеперечисленными таким образом не членимо. Значит из- в нём не приставка, а -вест- — не корень. Но никакого другого способа истолковать его происхождение через русские слова нет. Всё это заставляет нас предполагать его иноязычное происхождение.

Задание № 5

В церковнославянской Псалтыри мы читаем:

не убоимся, внегда смущается земля (не оубоимс#, внегда смущаетс# земл#)

Что означает глагол смущаться в данном контексте?

Ответ.

Глагол смущаться означает здесь ‘дрожать, трястись’, то есть речь идёт о землетрясении.

Значение ‘замешательство, смятение, волнение, связанное с утратой внутреннего равновесия’ мы наблюдаем сейчас у существительного смятение.

Задание № 6

В каких примерах из перечисленных ниже примерах омонимы используются как основа осознанной словесной игры?

а) Народ был, народ есть, народ будет есть.

б) Вы видите на экране Гаврилова в красивой комбинации.

в) Спортсмен своей меткой стрельбой поражал не только мишени, но и зрителей.

г) Отпуск не проведешь: он всегда кончается вовремя.

1) а, б, в, г; 2) а, б, в ; 3) б, в, г; 4) а, б, г; 5) а, в, г?

Ответ.

4) а, б, г.

Задание № 7

Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: надменный, почти, дармоед, незадача, недосуг, надсадный, поодаль, датчик, удачливый, достоверный, пограничник, бездарь, поддатый, двуколка, склянка, съедобный, жмот, живость, зависимый, зависть, зараза, разиня, изумительный, искушение, неистребимый.

Ответ.

почти

по-чт-и; ср.: почитай, чтить

надсад-н-ый

над-сад-н-ый; корень сад тот же, что и в словах саднить, ссадина

достоверн-ый

до-сто-вер-н-ый; из достойноверный; это то, что стоит веры, от стоять в вере

жмот

жм-от-ъ – человек, который жмется ‘скупится’, прижимистый; чередование жим / жм

Задание № 8

Дайте краткую характеристику каждой группе устойчивых выражений, взятых из стихотворений Иосифа Бродского, и восстановите их первоначальный вид:

1) гулял по острию ножа; о философском диаманте;

2) родственник недальний; неколесный транспорт; после нас, разумеется, не потоп, но и не засуха;

3) лжет как сивый мерин; симпатичные чернила; знак допроса; птичкиным языком;

4) треугольник любви; с лицом из камня; курей слеповатых; пройти сквозь ушко иголки.

Ответ.

В приведенных примерах мы имеем дело с идиоматическими выражениями, элементы которых подверглись заменам без или с сопутствующими семантическими отклонениями. С точки зрения природы замен характеристика групп может быть следующей:

1) единицы с синонимическими заменами: гулял по острию ножа  (ходить по острию ножа), о философском диаманте (философский камень);

2) единицы с антонимическими заменами: родственник недальний (дальний родственник), неколесный транспорт (колесный транспорт); после нас, разумеется, не потоп, но и не засуха (после нас хоть потоп);

3) единицы с паронимическими заменами: лжет как сивый мерин (ржет как сивый мерин), симпатичные чернила (симпатические чернила), знак допроса (знак вопроса ), птичкиным языком ( птичьим языком);

4) единицы с заменами элементов однокоренными словами с сопутствующим искажением изначальной синтаксической структуры идиомы: треугольник любви (любовный треугольник), с лицом из камня (с каменным лицом), курей слеповатых (слепая курица), пройти сквозь ушко иголки (пройти сквозь игольное ушко).

Задание № 9

Акакий Акакиевич Башмачкин, герой повести Н. В. Гоголя «Шинель», однажды должен был из одного документа сделать другой: «Дело состояло только в том, чтобы переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье».

О какой переделке документа идет речь и как при этом меняется его жанр?

Ответ.

Поскольку в первоначальном документе употреблялись глаголы в форме 1-го лица, это могло быть заявление или жалоба: Я, Соколов В. В., прошу разобраться в сложившейся ситуации…

Если формы 1-го лица в тексте заменяются на формы 3-го лица, значит, документ становится служебной запиской, отношением, докладом и т.п.: Господин Соколов В. В. обратился с просьбой разобраться в сложившейся ситуации…

Задание № 10

Какие варианты пунктуационного оформления имеет предложение Он вышел из комнаты  энергичный  свежий  бодрый  радостный? Укажите эти варианты, расставив знаки препинания. К каждому варианту дайте синтаксический комментарий.

Ответ.

1. Он вышел из комнаты  энергичный,  свежий,  бодрый, радостный.

В этом случае прилагательные энергичный,  свежий,  бодрый, радостный являются однородными именными частями составного именного сказуемого, поэтому они разделятся запятыми.

2. Он вышел из комнаты,  энергичный,  свежий,  бодрый, радостный.

В этом случае прилагательные энергичный,  свежий,  бодрый, радостный можно рассматривать как обособленные определения. Условиями обособления являются следующие: согласованные определения находятся в постпозиции по отношению к определяемому слову, в предложении они образуют достаточно самостоятельное структурно-семантическое единство, между ними и определяемым словом имеется другой член предложения. В этом случае группа однородных определений выделяется интонационно и пунктуационно (запятая перед словом энергичный).

Задание № 11

Объясните, по каким принципам выбрана и расположена следующая семерка слов.

де́ти, дете́й, де́тям, детьми́, о де́тях ! неправ. детя́м, детя́ми, о детя́х

диабе́т [бье́]

диа́гноз ! удар. диагно́з устар.

диало́г ! удар. диа́лог устар.

диане́тика [нэ]

дикобра́з ! неправ. дикообра́з

длинну́щий [нн] и длинню́щий [ньнь]

Как называется словарь, из которого они были взяты? Для чего предназначены такие словари?

Ответ.

Объясните, по каким принципам выбрана и расположена следующая семерка слов?

Выбраны слова, вызывающие трудности в произношении и ударении, [как заимствованные, так и русские]; расположение этих слов соответствует алфавитному порядку.

Как называются словари, из которых они были взяты?

Орфоэпический словарь. Словарь трудностей произношения и ударения

Для чего предназначены такие словари?

Словарь трудностей произношения и ударения (оррфоэпический) предназначен для получения справок о словах, для которых в речи закрепилось двойное произношение или ударение, и не всегда ясно, какое из них является литературным, нормативным.

Различные словари и справочники издавались под редакцией Р. А. Аванесова и др.


Олимпиада по русскому 11 класс




Олимпиада по русскому языку

Олимпиада по русскому языку 9 класс
Олимпиада по русскому языку 10 класс
Олимпиада по русскому языку 11 класс


Олимпиада по литературе

Олимпиада по литературе 9 класс
Олимпиада по литературе 10 класс
Олимпиада по литературе 11 класс


Олимпиада по праву

Олимпиада по праву 9 класс
Олимпиада по праву 10 класс
Олимпиада по праву 11 класс


Олимпиада по математике

Олимпиада по математике 5 класс
Олимпиада по математике 6 класс
Олимпиада по математике 7 класс
Олимпиада по математике 8 класс
Олимпиада по математике 9 класс
Олимпиада по математике 10 класс
Олимпиада по математике 11 класс
Решение заданий по математике 9 класс
Решение заданий по математике 10 класс
Решение заданий по математике 11 класс

Занимательная математика

Логические задачи
Задачи на логику
Задачи на смекалку
Занимательные задачи
Задачи на закономерности
Задачи на переливания
Задачи на определение веса
Задачи на множества
Геометрические задачи
Задачи на логику 5-7 класс
Задачи на логику 8-9 класс
Задачи на логику 10-11 класс
Биографии математиков






Copyright © All rights reserved
         Олимпиадные задания           Top.Mail.Ru

Top.Mail.Ru
                    Яндекс.Метрика          


^^^